Етнографія Новоросійського краю. Частина 1 (рос.)

13.12.2011 00:00:0029 переглядівАвтор: admin
/history/citylife/461-etnografiya-novorosijjskogo-krayu-chastina-1-ros

Материалы по этнографии Новороссийского края,
собранные в Елисаветградском и Александрийском уездах Херсонской губернии

Этой статьей мы начинаем целый цикл публикации ,наверное, самой интересной книги по народоведению нашего края. Автором ее является Владимир Ястребов, известнейший краевед.


Предисловие


Район, в котором собраны предлагаемые материалы — два северные уезда Херсонской
губернии — представляет самостоятельный научный интерес, обусловливаемый особенностями исторических судеб его.


Оба эти уезда с давних времен составляли часть Вольностей Запорожского Войска, оба вошли потом в состав Новой Сербии, послужив опорным пунктом для колонизации новороссийских степей — как народной, так и правительственной.


Сербы, давшие главный материал для правительственной колонизации этого края в прошлом веке, по настоящее время растворились в окружающей русской среде без остатка, хотя следует предположить, что и они внесли в нее нечто свое; взаимодействие же остальных народностей, живущих здесь, продолжается и поныне.


Так вырабатывается особый тип русской народности — новороссийский. Этот процесс соединения, выработки отдельной этнической особи, с одной стороны, — возможность открытия живых памятников словесной старины, занесенных к нам из разных углов славяно-молдавскаго мира и сохранившейся на месте, — с другой, служат, на наш взгляд, достаточным оправданием любознательности, направленной на этнографическое изучение нашего края.


К этому изучению привело нас также и давнишнее наше пребывание в центре былой Новой Сербии — Елисаветграде, и память профессора В. И. Григоровича, почившего здесь среди исторических и этнографических замыслов и начинаний.


Материалы накоплялись постепенно, в течение многих лет , отчасти путем личных наблюдений и записей, отчасти при посредстве знакомых нам лиц из сельских жителей. Помощники эти работали под нашим руководством, пользуясь программою, изданною
к одесскому археологическому съезду, и нашими личными указаниями относительно приемов при записывании материалов.


Доставленный нам материал большею частию мы прочитывали и проверяли совместно с собирателями. При всем том, однако же, мы не могли достигнуть такой фонетической точности в записях, которая могла бы сделать собранный нами материал вполне пригодным для изучения языка, — некоторые же из них сделаны на общем литературном языке.


На основании нашего опыта мы присоединяемся к мнению, что записи, ставящие себе целью изучение диалектов, должны быть производимы особо от этнографических, в собственном смысле, специально к тому подготовленными и особенно в этом заинтересованными лицами.


Что же касается в особенности Новороссийского края, со смешанным его населением,
говорящим неустановившейся, по большей части, неправильной речью, то здесь звуковая исправность записей — дело особенно трудное.


При передаче текстов мы строго следовали записям, допуская лишь незначительные поправки, и то только там, где в записях встречали явные описки, и пользуясь однообразным способом при передаче звуков (разных оттенков звука и и пр.).


Из того сырья, которое накопилось у нас за десять лет времени, мы предлагаем здесь только то, для чего или вовсе не нашли прямых аналогий в печатных сборниках, или нашли варианты, разнящиеся в подробностях.


В группировке нашего материала мы избегали искусственности и дробности подразделений, располагая, однако, по возможности, вместе сходный по содержанию материал. Лица, записями которых мы пользовались, поименованы в соответствующих местах текста.


Здесь же считаем своим долгом выразить свою искреннейшую благодарность всем им, а также уважаемому сочлену Е. И. Борисову, которому мы обязаны любезной помощью при редактировании настоящего сборника.


В. Ястребов.
Елисаветград,
12 сентября 1893 года.


I. Суеверия и обряды


А. Представления о внешнем мире.


Небо народ представляет себе в виде свода из прозрачного материала; светила — отверстия в небе. Ср. Чуб I, 1—2.

 

Солнце и луна — брат и сестра. Ср. Чуб. I, 8.

 

Во время восхода и захода солнца нельзя запрягать скот: будет тяжело ходить в работе и
плохо пить.


Во время захода солнца не надо давать спать маленькому ребенку: будет кричать целую ночь.


После захода солнца нельзя выносить купели.


Ночью солнце скрывается за меловые горы.


Пятна на луне.

 

В один небольшой праздник два брата поехали возить солому, причем, по нечаянности, старший из них поднял на вилы младшего; в назидание людям, что в праздник работать нельзя, Бог и поставил их на луне.

 

Старший из братьев, возвратившись ночью с гулянки, желая набрать сена скоту, по нечаянности наколол на вилы младшего, и в наказанье Бог поставил его на луне.


Во время возовицы два брата поссорились за что-то, и старший в запальчивости поднял
младшего на вилы; в наказание Бог присудил ему держать брата в таком положении до страшного суда. Варианты у Чуб., I, 7—9.


При появлении молодого месяца нельзя указывать на него пальцем.


Увидав в первый раз молодык, надо прочесть «Отче наш» (вар.: перекреститься, обернувшись лицом к нему или на В.) и произнести: «молодик, як бик, молодику на підповня, а мені на здоров’я, молодику золоті роги, а мені воли та корови»; или: «місяцю молодий, на тобі хрест золотий, тобі на підповня, мені на здоров’я».


На молодыку заговаривают зубы.


На молодыку нельзя садить картофель, сеять фасоль, горох и проч.: уродит много, но ничто не созреет, останется молодым. Ср. Чуб. I, 9.


На первой кватыре нельзя рубить лес.Третья четверть считается неблагоприятной для некоторых работ; так на третью четверть нельзя рубить деревья, садить и прививать их, садить картофель, сеять что-либо, солить масло, сыр, огурцы, квасить капусту, стричь волосы.


На ущербе в четверг и субботу нельзя деревья рубить: шашель будет есть дерево. Ср. Чуб. I, 10,


В понедельник, среду и субботу нельзя сновать, иначе во время тканья пряжа будет сечься.


В понедельник нельзя запрягать в ярмо неуков-быков, особенно во время восхода солнца: не выучатся ходить в ярме; нельзя также запрягать и неуков-лошадей.


Нельзя сеять: посев будет неудачен в зерне, хотя обилен будет в соломе; но баштан садить в понедельник хорошо.


Нельзя снимать с горища яйца: перестанут куры нестись (вар.: будут нестись на чужом горище).


Кто в понедельник возит глину, у того в хате будет всякая нечисть: тараканы, сверчки.


Продолжение следует
 

Якщо ви знайшли помилку, будь ласка, виділіть фрагмент тексту та натисніть Ctrl+Enter.

Loading...
поділитисяподілитисяподілитисяподілитися

Залишити коментар

  Підписатися  
Повідомлення про
Народні новини
Олександрійська сім'я вивозила сміття у «топольки»
Олександрієць, який викинув сміття у «топольках» вибачився і отримав штраф (ВІДЕО)
23.05.2022297 переглядів

Чоловіка, якого зафіксували на відео у момент вивезення сміття в […]

Олександрійська сім'я вивозила сміття у «топольки»
Олександрійська сім’я вивозила сміття у «топольки» (ФОТО/ВІДЕО)
23.05.2022334 перегляди

В Олександрійському пабліку https://t.me/hyevuy_alex опублікували відео, як чоловік та жінка […]

В Олександрії біженці з Харкова потрапили у ДТП з «євробляхою»
В Олександрії біженці з Харкова потрапили у ДТП з «євробляхою» (ФОТО/ВІДЕО)
23.03.2022482 перегляди

Вчора, 22 березня, в Олександрії біля танка сталася дорожньо-транспортна пригода. […]

Повідомити про помилку

Текст, який буде надіслано нашим редакторам: