Iсторiя

на попередню сторiнку

Фортеця святої Єлисавети, яку заснував народ (рос.)

Фортеця святої Єлисавети, яку заснував народ (рос.)

Крепость святой Елисаветы, которую основал народ

 

«А в Кировограде, который основали русские военные, традиция русского языка давно распространилась за окрестности крепости и укоренилась в сознании людей…». Это - цитата Валентины Бажан из статьи, опубликованной недавно в уважаемой мною областной газете, откровенно зацепила «за живое». Не в плане того, что отдана честь русскому оружию и славе русского войска, а об украинцах, защищавших эти земли от кочевников столетиями - ни слова. Нет, речь идет о том, что необоснованные и абсолютно ненаучные мысли излагает в популярном издании редактор областной официальной газеты. Еще интереснее то, что высказывания эти звучат из уст человека, которая имеет не один год преподавательского стажа и была доцентом высшего учебного заведения! Хотя, на самом деле, сказанное - обычная неправда, попытка искривить представление людей о нашем прошлом и внести раздор между людьми разных национальностей. Ведь тот, кто знает историю края, воспримет эти слова как откровенный вызов. Оставим в стороне сложный языковой вопрос, хотя о выживании русского языка в Александрии времен даже начала XX века сокрушался один из александрийцев в своей специальной публикации. Поговорим о другом - о русских военных, как основателях Елисаветграда-Кировограда, как одном из показательных мифов, блуждающих уже не один десяток лет в умах не только части кировоградцев, но и не малого количества александрийцев. Именно поэтому, в преддверии юбилея Кировоградской области и для уничтожения мифотворчества и возврата к истории, в которой преклоняются перед фактами, необходимо рассказать об истории крепости, сыгравшей очень важную роль в жизни не только нынешнего Кировограда, но и многих населенных пунктов нашего края.

 

Речь пойдет о крепости святой Елисаветы. Именно Елисаветы, а не Елизаветы, как иногда ошибочно говорят. Есть очень интересные и доступные каждому читающему человеку исследования на эту тему замечательного кировоградского краеведа Константина Шляхового. Есть замечательный научно-популярный очерк об истории нашего края под авторством П. Кизименко, М. Тупчиенко, П. Босого. И во всех этих многочисленных публикациях и прочих специальных исследованиях, которые известны не только мне, но и всем, кто интересуется историей областного центра, нет слов, указывающих на то, что город основан «русскими военными». Наоборот. Все исследования, которые подтверждаются многочисленными документами, говорят о другом: создание города Елисаветград, который поначалу именовался по имени крепости - Крепость Святой Елисаветы - было возложено на плечи всего простого народа. Без различия на национальности.

 

Город, образованный вокруг военного укрепления, сформировался из многочисленных и разнообразных мелких населенных пунктов. Они появились вокруг укрепления то ли по приказу, то ли спонтанно, по жизненной необходимости. Состав населения этих поселков был крайне разношерстным: русские, украинцы, сербы, молдаване, греки, евреи, валахи и другие национальности. Именно люди разных национальностей (в большей мере украинцы Гетьманщины или перешедшие из Польши и русские раскольники) начали активно заселять территорию Новой Сербии и Новослободского полка. «Для строительства крепости были присланы крестьяне из центральных районов Российской империи, солдаты Пермского карабинерного полка и, конечно, желающие люди (добровольцы) из окрестных земель. Кроме того, в мае гетманом Украины Кириллом Разумовским было прислано 611 рабочих (вместо двух тысяч). Охрану строительства, как уже отмечалось, несли 200 запорожских казаков.

 

Возводилась крепость Святой Елисаветы под непосредственным руководством инженер-полковника Манцелиуса. Три года, практически ни днем, ни ночью не прекращались работы на строительстве» - это цитата из коллективной работы кировоградских историков. Так что не русские военные, а интернациональное население Новой Сербии и Новослободского полка, впридачу с вооруженной охраной запорожских казаков были основателями крепости, которая стала вскоре городом, центром Елисаветинской провинции.

 

А вот в плане героических или хотя бы обыденных баталий крепости не повезло. По большому счету военные действия возле нее так и не происходили со времени ее строительства до ее упразднения. Был только эпизод с последним походом крымского ханства на территорию Новой Сербии. Штурмом или боем встреча неприятельских войск тогда так и не закончилась. У обеих сторон не было ни сил, ни ресурсов для полноценной войны.

 

С другой стороны, наличие крепости создавало защиту для местного населения от нападений со стороны сопредельных государств. Но если отойти от внешней политической географии, то мы понимаем, что на самом деле крепость была форпостом не военной, а политической и административной экспансии империи на земли запорожских казаков и Гетьманщины.

 

После присоединения территории крымского ханства к Российской империи, значение крепости Св.Елисаветы в военном отношении свелось к нулю. Пушки вывезли, оружие передали в регулярные части, гарнизон передислоцировали. А вот сама крепость конечно же осталась. Земляная крепость, кстати. Она уникальна хотя бы тем, что одна из немногих в Европе, а не только на Украине, которая сохранилась до наших дней. Земляная крепость - не каменная, потому она постепенно разрушается и сегодня основная ее достопримечательность - крепостные валы. А еще есть район города, который кировоградцы в просторечии до сих пор так и именуют - «валы». Он расположен вблизи земляных насыпей XVIII века, ограждавших в прошлом гарнизон крепости от открытой равнинной степи.

 

Тема восстановления, реконструкции хотя бы части крепости Святой Елисаветы весьма актуальна. Это без сомнения привлекло бы туристов, поскольку восстановленные крепости в Украине стали если не местом паломничества любителей старины, то, по крайней мере, весьма привлекательным для непосвященных в тайны истории местом отдыха и развлечения.

 

И еще. История не терпит уничижения одной стороны и возвеличивания другой. История состоит из фактов. Только тогда она все расставляет на свои места, а не превращается в идеологическое оружие против народа, который создал не только крепость, но и продолжает создавать все блага нашей Кировоградщины.

 

Виктор Голобородько

0    5456     12.07.2013


Коментарі (0)

Для додавання коментарів необхідно авторизуватися!