Збигнев Мерунски: «Центры активности работают в Польше не для людей, а вместе с ними»

30.08.2019 00:00:000 переглядівАвтор: admin
/articles/10843-zbignev-merunski-centry-aktivnosti-rabotayut-v-polshe-ne-dlya-lyudejj-a-vmeste-s-nimi

Збигнев Мерунски: «Центры активности работают в Польше не для людей, а вместе с ними»

Давно хотел записать это интервью. Потому что Збигневу Мерунски есть что рассказать. Это мы только начинаем децентрализацию. А у них – это одна из самых успешных реформ. Это только у нас начинают понимать, что старыми лекалами нельзя построить новое будущее. А в Польше это новое будущее уже есть. Но Збигнев специализируется не только на общественной активности, но и на реализации культурных проектов, которые приближают людей к духовным ценностям. 

Сказано сложно и может даже витиевато. Но послушайте Збигнева, и вы поймете, что эти шаги по преобразованию страны, реформированию отношений «человек-государство» можно делать уже сегодня и для этого не нужны миллионы и сто лет подготовки.


– Добро пожаловать в Александрию. В прошлый раз вы много рассказывали об опыте, который есть в Польше по реформированию учреждений культуры. В Польше очень популярны так называемые мультифункциональные центры, то есть центры, в которых есть не только библиотека или обычный клуб, но это все единое целое – такой совместный проект, который доносит людям то, что мы называем культурными ценностями. Знаете, есть такой образ – светлый луч в темном, пусть сером, царстве будней.
– С Александрийским районом мы уже общаемся и работаем третий год, и в рамках проекта, который мы теперь начинаем, хотим поделиться опытом, который уже применяем в учреждениях культуры в Польше. Когда я говорю об учреждениях, я имею ввиду дома культуры и библиотеки. Есть еще такие, которые мы называем «светлицы» – просто маленькие сельские дома культуры или сельские клубы. Во многих из них мы создали Центры местной активности. Это такой, можно сказать, инновационный подход к тому, что делают учреждения культуры. Но самая главная идея – открывать учреждения культуры для граждан данной громады. Наш проект как раз посвящен этому. Мы хотим познакомить наших украинских коллег, работников библиотек и домов культуры Александрийского района, с этой методикой создания Центров активности.

– Как вам удается привлекать людей в эпоху телевидения, интернета? На мой взгляд, это непросто.
– Да, я согласен с вами. Это непросто, но мы стараемся.

– Какие секреты есть?
– Секрет? Наша главная миссия, которую мы выполняем в программе Центров, в переводе с польского звучит приблизительно так – «открой силу громады наново», потому что мы видим сейчас, что людям стало удобно не быть активными. Они получают все без общения…

– Общение через интернет, социальные сети, и ты внутри этого существуешь, как в замкнутом пространстве…
– … Да, и люди таким образом теряют нормальные человеческие контакты, например, общение, которое должно быть. Наверное, мы не пригласим 100% жителей громады в такие Центры, но, в первую очередь, мы приглашаем тех, кто просто хочет немного по-другому жить и по-другому проводить свое свободное время. Это – одна концепция.
Второй подход – мы стараемся прислушиваться к потребностям людей, потому что не все хотят сидеть только у телевизора, в интернете или искать что-то в своем смартфоне. Есть много людей, которые просто хотят нормально общаться между собой, они собираются по интересам. То есть, занимаются тем, что их интересует, например, в учреждениях культуры. Если мы смотрим на традиционную модель дома культуры, центра культуры, то это – модель, где центр просто давал какое-то предложение, сам формировал его. Центр работал для людей, а мы в этой методике хотим работать с людьми и через людей, чтобы граждане громады не только занимались тем, что предлагает дом культуры, а чтобы они также могли заниматься тем, что они хотят делать, что их интересует.

– Какие направления популярны? Что людей действительно интересует?
– Разное, очень разное. Это зависит от того, какая это громада – большой город, средний город или маленькое село. Бывает по-разному. Но у нас последние несколько лет очень активными стали люди преклонного возраста. Это, я думаю, где-то 50% людей, которые приходят в учреждения культуры. Эти люди уже на пенсии. У них больше свободного времени и здесь они получают как бы новое, второе образование. У нас это называется «Университет третьего возраста». Я думаю, что у вас тоже есть похожие проекты в Украине.

– Да, у нас тоже есть похожие…
– Люди занимаются танцами, рукоделием. Вот совсем недавно в моем городе появилась новая группа – люди, которые интересуются разными травами и могут быть полезными в лечении болезней, помогают в ведении здорового образа жизни.

– То есть, по сути, центры играют еще и социальную роль?
– Да, безусловно.

– Я так понимаю, цель не столько достичь чего-то в одном из направлений, а собрать людей, создать для них место для общения?
– Да, одним из главных направлений как раз есть то, чтобы люди просто встречались и были активными. Главное, чтобы эта активность была полезна для них. Если люди учат, например, танцы, то они делают это для себя, а не для того, чтобы потом выступать на фестивалях.

– То есть, самореализация?
– Да, можно сказать, что это самореализация в разных направлениях.

– Вы говорили о громадах. Сейчас Украина переживает процесс, который называется децентрализация – создание новых общин, новых территорий, фактически новой власти, новой системы управления. Как быстро Польша смогла перейти на новую систему, или это все-таки сложный и длительный процесс?
– Наверно, да – это сложный процесс. Но если смотреть теперь на то, что мы начали тридцать лет назад, то децентрализация началась 29 лет тому. И эта реформа является самой успешной, самой главной реформой, которая произошла в Польше, потому что громады, города, получили такие правила, где люди сами отвечают за свою громаду. Это произошло на всех уровнях, за которые не отвечает государство. Но у государства остались полиция, профессиональные пожарные, больницы, армия и мы думаем, что это правильно. Но если мы сегодня говорим о культуре, то все учреждения культуры – библиотеки, дома культуры, а также социальная помощь – в руках громад и местных властей. Мы положительно к этому относимся. Но были и разные ошибки. Я помню, например, власть говорила 26-28 лет тому назад, что первые инвестиции пойдут в коммунальную сферу, а потом только будут заниматься культурой. Хорошо, что так думало очень мало органов местного самоуправления. Они составляли где-то 10-12%. В самом начале реформирования эти громады закрыли дома культуры, а после того, как это уже произошло, и жители показали, что учреждения культуры нужны им, они теперь открывают их заново. То есть, были ошибки, были недостатки во время реформирования. Но сама оценка децентрализации очень позитивна.

– Кстати, о реформе культуры, в том числе, децентрализации. Есть у нас реформа медицины. Плохо – хорошо, но она есть. Реформа образования – плохо-хорошо, но она тоже существует. А вот культура как раз очень чувствительный момент в обществе, о котором говорят в-третьих или, в-четвертых. Как-то не очень на нее обращают внимания и нет такой цельной картины, как это все реформировать и что с этим делать. То есть, я так понимаю, в Польше все-таки параллельно реформировали и экономику, и культуру?
– Да, но у нас так случилось, и это было очень правильно, что по закону громада не могла закрыть никакой библиотеки.

– Был такой запрет?
– Да, это просто запрет и, по-моему, это очень правильно. Потому что, как я говорил, некоторые громады закрывали дома культуры. Это не было запрещено, но запрещено было закрывать библиотеки. И библиотеки остались, только они теперь выполняют другую роль …

– Раньше это были просто хранилища книг…
– Да, хранилища книг – это точно сказано. Сейчас библиотеки – это центры информации и центры знаний. И как они этого достигают, это уже зависит от директора, от данной громады. Но библиотека должна быть в каждой громаде – таков закон. А с домами культуры можно было свободно действовать – кто что хотел, то и делал. 

– Могли закрыть, могли не закрыть – как считали нужным?
– Да, но так произошло, что некоторые дома и центры культуры просто работали так, как раньше, до реформы. А некоторые начали думать, что можно и нужно по-другому. Это тоже зависит от того, кто руководит данным учреждением культуры.

– От человека зависит…
– Да, от человека, а также от местного совета, от местной власти, потому что власть тоже видит в учреждениях культуры, в проводимых их сотрудниками мероприятиях, возможность получить себе определенную рекламу, продвижение своих идей. Но есть такие громады в Польше, где центр культуры делает только большие мероприятия, например, приглашает «звезд», платит за это большие деньги, собирает на открытом воздухе около 4-5 тысяч зрителей. Но есть и такие, где просто идет работа с громадой, с жителями громады и нет необходимости привозить артистов или тех же «звезд». В культурном пространстве Польши нет одной системы. Все зависит и от точки зрения власти на культуру, и от пожеланий жителей общины. 

– Вы говорили о центрах активности граждан. Можете подробней рассказать, как это работает у вас?
– Центр местной активности – это не учреждение, это просто идея. Такой центр может работать и в учреждениях культуры, таких как дом культуры, библиотека, клуб. Он может также работать в центре социальной помощи.

– То есть, это неформальное объединение? Не структура какая-то?
– Нет, не структура, но у нас есть уже много таких общин в Польше, которые называются Центрами местной активности. Я был одним из тех людей, которые подали эту идею. Мы начали говорить об этом 20 лет назад и не планировали восстанавливать связь между людьми и культурными учреждениями. А просто работали с теми, кто был готов работать по-новому.

– Хотели спасти то, что есть?
– Да, потому что это – ресурс. В каждом самоуправлении, в каждой громаде есть или какие-то учреждения, или люди, или разные объединения творческие, в которых можно это делать. Мы подумали, что не надо сразу каких-то больших денег. Надо изменить модель работы, надо подумать, как работать по-другому, как привлечь граждан, как привлечь разные формальные и неформальные группы, разные организации, которые могут начать работать в таких центрах. Самое главное, чтобы был какой-то аниматор – так мы называем человека, который непосредственно работает с общиной, с людьми, организовывает. Но аниматор сам не может работать. И мы привлекаем разных лидеров, разные группы, как я уже говорил – формальные и неформальные – для того, чтобы сделать с ними карту ресурсов общины. Это как раз то, что мы сейчас делали на мастер-классах здесь, в Александрийском районе. Нужно сначала делать карту ресурсов, и на основе этой карты начать думать, какие мероприятия, какие действия, какие направления развития либо города, либо какой-то его части, либо села, можно внедрить. Главное, что мы не начинаем с того, что делаем структуру, учреждение, даем здание и только потом начинаем работу. Нет! Это происходит по другой схеме. Главное – это привлечь к деятельности людей, чтобы они стали активными и работали вместе.

– У нас культура в принципе реформируется так, как она реформируется, то есть тоже нет единой модели, как это нужно все преобразовывать. Но вы сейчас были в разных общинах у нас в Александрийском районе и общались с разными людьми. Что можете сказать о потенциале региона? Какая ваша субъективная точка зрения? Насколько люди готовы к переменам?
– На мой взгляд, люди очень готовы к переменам. Первый проект, который начинали в Александрийском районе в 2017 году, назывался «Развитие сельского зеленого туризма на основе природных и культурных ресурсов». Когда сегодня мы встречаемся с людьми, с которыми мы работали над этим проектом два года назад, они говорят нам, как развивается потенциал этих мест. Например, Попельнастое. Я даже вижу по информации из Фейсбука, как развивается эта местность. Нас это радует, поскольку видно, что люди, которые там работают, поняли, что ресурсы, которые у них есть, можно использовать в разных направлениях. Это наш маленький проект. Мы не дали никаких денег для развития этого туризма, мы только показали опыт Польши и методику, по которой моя организация работает, а жители Попельнастого поняли, что на основе этого можно что-то свое развивать. На этих ресурсах, которые они имеют, можно развивать туризм. Но если мы посмотрим дальше, то это не только развитие туризма. Это и развитие культурной сферы, развитие активности, развитие образования. У них все получается, как я сейчас вижу. И очень важный элемент, который там появился – это идентификация с местом, в котором они живут. То есть, эта община – важное для них жизненное пространство, и можно вложить свои силы и время, чтобы эту территорию, эту общину вместе с другими жителями, развивать. Мы видим, что этот процесс тоже идет в Новой Праге. Там тоже очень интересные инициативы. Мы также надеемся, что методика, о которой мы говорили на мастер-классах, тоже пойдет в таком направлении. Есть у вас также и украинская организация, которая поддерживает такую методику – это «Институт социокультурного менеджмента» в Кропивницком. Я давно с ними дружу, в частности с руководителем Львом Абрамовым. Знаком около 15 лет с этим человеком. Они также знают наш опыт, и я вижу, что тоже делают много в этом направлении. Мы общались с представителями библиотек Александрийского района, и видно, что они уже поняли то, что для развития нужно идти разными путями. Библиотеки – это теперь не только, как вы говорили, хранилище книг. Книги – это уже небольшая часть деятельности библиотек, и в Польше тоже также.

(окончание в следующем номере) 

Виктор Голобородько

Якщо ви знайшли помилку, будь ласка, виділіть фрагмент тексту та натисніть Ctrl+Enter.

Loading...
поділитисяподілитисяподілитисяподілитися

Залишити коментар

  Підписатися  
Повідомлення про
Народні новини
Олександрійська сім'я вивозила сміття у «топольки»
Олександрієць, який викинув сміття у «топольках» вибачився і отримав штраф (ВІДЕО)
23.05.2022221 перегляд

Чоловіка, якого зафіксували на відео у момент вивезення сміття в […]

Олександрійська сім'я вивозила сміття у «топольки»
Олександрійська сім’я вивозила сміття у «топольки» (ФОТО/ВІДЕО)
23.05.2022252 перегляди

В Олександрійському пабліку https://t.me/hyevuy_alex опублікували відео, як чоловік та жінка […]

В Олександрії біженці з Харкова потрапили у ДТП з «євробляхою»
В Олександрії біженці з Харкова потрапили у ДТП з «євробляхою» (ФОТО/ВІДЕО)
23.03.2022354 перегляди

Вчора, 22 березня, в Олександрії біля танка сталася дорожньо-транспортна пригода. […]

Повідомити про помилку

Текст, який буде надіслано нашим редакторам: